ЭФФЕКТ БРИГАДНОГО ПОДРЯДА
  • Главная
  • Новости
  • Экономия
  • Хозрасчет
  • Нормирование
  • Экономика
  • Home // Нормирование, Хозрасчет, Экономия // ЭФФЕКТ БРИГАДНОГО ПОДРЯДА

    ЭФФЕКТ БРИГАДНОГО ПОДРЯДА

    Применение подряда, например, на лесозаготовительных работах облегчается самим характером производства; известны лесосечный фонд, плановый фонд
    заработной платы на его разработку, с большой степенью точности можно рассчитать потребность в численности рабочих, в необходимом количестве техники, горюче-смазочных материалов и других ресурсов. Бригада заинтересована запланированный объем работ выполнить за меньший календарный срок при сокращении затрат на заготовку древесины. Об этом и свидетельствует опыт многих хозрасчетных лесозаготовительных коллективов.

    Приведем такой пример. С начала в Курумканском леспромхозе объединения «Забайкаллес» готовые объемы заготовки древесины возросли на 45—50 тысяч кубометров. При этом не только не увеличилось, а даже уменьшилось число заготовителей, не увеличился и парк машин. Такие перемены явились результатом улучшения организации труда, связанной с созданием укрупненных подрядных бригад.

    На лесозаготовительных работах численность укрупненной бригады зависит от комплекта закрепленных за ней машин, необходимых для выполнения всего цикла технологических операций — валки деревьев, обрезки сучьев, трелевки и т. д. Но в подрядной бригаде часто используется совмещение профессий. И при плановой ее численности в 12—13 человек, рассчитанной исходя из норм выработки на плановый объем лесозаготовительных работ, в подрядных бригадах леспромхоза работало по 9—10 человек.

    Выполнению и перевыполнению плана с меньшей численностью рабочих способствовал новый порядок стимулирования их труда в подрядных бригадах. Он был разработан на основе рекомендаций специалистов объединения «Уралорглестехмонтаж». В чем его отличие от ранее действовавшего порядка? В том, что раньше премирование лесозаготовительных бригад зависело лишь от перевыполнения плана.

    Теперь, кроме этого показателя, в число учитываемых при определении
    премии ввели еще показатель перевыполнения комплексных норм выработки. Чтобы стимулировать ритмичность работ, новый порядок предусматривает поощрение лесозаготовителей за выполнение полумесячных заданий— 30 процентов сдельного заработка и дополнительно к этому 2 процента за каждый процент перевыполнения норм. В общей сложности переменная часть месячной заработной платы может достигать 100 процентов сдельного заработка лесозаготовителя.

    Одновременно с совершенствованием системы оплаты и стимулирования труда в леспромхозе была проведена большая работа по улучшению технического нормирования. В этой работе вместе с инженерно-техническими работниками, экономистами активное участие принимали передовые лесозаготовители, руководители бригад, члены советов бригад. На основе всестороннего изучения условий производства, хронометрирования технологических лесозаготовительных операций были изменены исходные показатели для планирования, учета и оценки работы. До этого плановые задания, нормы выработки и расценки устанавливались из расчета, что средний объем одного заготовленного хлыста составляет 0,40—0,49 кубометра. Фактически в нем оказалось 0,50—0,55 кубометра древесины. Занижение исходных данных вело к искажению норм выработки. Как видим, бригадная (а подрядная форма труда — особенно) требует улучшения экономической работы на первичном уровне производственного звена.

    Опыт коллектива Курумканского леспромхоза свидетельствует и о том, что на производственных успехах сказалось изучение принципов подряда в школах труда. Слушатели стали активными сторонниками хозяйственного расчета.

    Специфика производства в объединениях, на предприятиях и в организациях, конечно, вносит свои коррективы в методику планирования, учета, оценки и материального стимулирования работающих в условиях подряда бригад.

    Большой эффект дает применение единого наряда у нефтяников. И буровые, и добычные коллективы системой планово-оценочных показателей нацеливаются на достижение основной задачи — увеличение добычи нефти при снижении затрат.

    Нефтепромысел начинает функционировать, как только буровые бригады выйдут на продуктивный пласт и передадут скважину нефтедобытчикам. Это разделение труда закономерно с точки зрения конкретных производственных задач. Но оно при известных обстоятельствах может отрицательно сказываться на достижении высокого конечного результата: стабильности работы скважин, их устойчивом функционировании в период эксплуатации. И поэтому, чтобы обеспечить оптимальные условия взаимодействия буровых и добычных коллективов, для оценки их деятельности установлены такие планово-оценочные показатели, которые взаимно заинтересовывают их в высоких конечных результатах.

    Буровикам устанавливаются задания по вводу новых скважин и, что очень важно, объему добычи нефти из них. Это означает, что буровики должны сдать не просто пробуренную скважину с малым дебитом, а только скважину, которая обеспечит эксплуатационникам необходимый прирост добычи нефти. Буровики должны обеспечить оптимальный режим действия скважин в период их сдачи и ритмичную, стабильную их работу в будущем. Так вот, если раньше в месяц выпуска скважины работали по 3—4 суток, то с введением новых показателей время их эксплуатации в первый же месяц увеличилось в 3—4 раза.

    Повысилась заинтересованность в общих результатах и добычных бригад. Этому во многом способствовало внедрение бригадного хозрасчета. До таких бригад доводят хозрасчетные наряды-задания, в которых указываются объемы добычи нефти на закрепленных за ними скважинах и нормы затрат на их эксплуатацию. Благодаря такому порядку в объединении «Татнефть», например, эксплуатационные расходы на одну скважину снизились в расчете на год в среднем почти на 960 рублей.

    Но результаты работы эксплуатационников зависят не только от буровых бригад. Большое значение имеет качество подземного ремонта скважин. Чтобы заинтересовать бригады подземного ремонта в результате работы добытчиков нефти, за ними закрепляют общие зоны обслуживания скважин, а оценка эффективности их труда зависит от объема добычи нефти в закрепленной зоне.

    Применение системы единого наряда в бригадах нефтяников «Татнефти» повысило их материальную заинтересованность и ответственность за конечные результаты. Количество повторных ремонтов скважин в целом по объединению сократилось вдвое, а недобор нефти из-за простоя скважин в ожидании ремонта снизился почти на треть.

    Как видим, возможности создания крупных комплексных коллективов, способных решать разнообразные задачи во имя достижения высокого конечного результата, имеются на каждом предприятии. Но, скажем, на железнодорожном транспорте создание механизма планирования, оценки и стимулирования труда хозрасчетных бригад сопряжено с большими трудностями, чем в промышленности. На предприятии бригады трудятся на ограниченной территории, они связаны между собой единым технологическим потоком. Для них проще найти единый показатель, который определял бы результаты их работы. Таким показателем служит конечная продукция.

    А какая конечная продукция у транспортников на
    железной дороге? Бригады машинистов озабочены увеличением объема перевозок. Деятельность коллективов, ремонтирующих и обслуживающих железнодорожную колею, оценивается по качеству содержания пути. Бригады, отвечающие за состояние подвижного состава, сосредоточены на своей главной задаче — произвести осмотр состава и пропустить его по своему участку. При этом они никак не заинтересованы ни в увеличении количества составов, которые отправляет станция, ни в росте скорости их движения. Никак не увязаны между собой оценочные показатели и других служб. Но задачи-то у всех у них как единого транспортного организма тем не менее одинаковы: увеличивать объемы перевозок грузов и пассажиров, улучшать качество обслуживания.

    Это обстоятельство потребовало применения такого механизма хозяйствования, который бы создал условия для планирования, оценки и стимулирования труда каждой службы в интересах именно этих основных задач. Требовалось преодолеть «ведомственность» в низовых звеньях транспортной системы, сохранив при этом ответственность именно за тот участок работы, который они призваны обеспечивать своей производственной деятельностью.

    Выполнить такую непростую задачу помогла бригадная форма организации труда. Причем именно ее наиболее эффективная форма — создание укрупненных комплексных бригад, работающих на единый наряд с оплатой труда по конечному результату.

    Обобщающим показателем для коллективов, выполняющих, как было показано выше, разнородные виды работ, но в основе своей нацеленные на лучшую работу транспорта, был выбран «отправленный вагон». Первым на создание укрупненных комплексных бригад и работу по этому обобщающему показателю перешел на Львовской железной дороге коллектив станции Ходоров.

    В чем суть их опыта, который рекомендован к распространению на совместном заседании , коллегии и отраслевого профсоюза. В укрупненную комплексную бригаду на станции Ходоров стали включать рабочих, инженерно-технических работников и служащих смежных эксплуатационных служб. В едином коллективе, переведенном на хозяйственный расчет, объединились работники служб движения, локомотивного и вагонного хозяйств, путейцы, работники служб сигнализации и связи, электрификации и энергетического хозяйства. Коллективы этих служб вошли в бригаду на правах звеньев. Возглавил ее маневровый диспетчер станции.

    На станции созданы четыре сменные бригады. До них доводят следующие показатели:
    отправление вагонов;
    объем и время погрузки в расчете на вагон и вид
    груза статическая нагрузка вагона;
    простой вагонов;
    численность работников;
    производительность труда;
    фонд заработной платы;
    фонд материального поощрения.

    При распределении заработка применяется коэффициент трудового участия. В соответствии с плановыми показателями проводится оценка работы и материальное поощрение. Для всех звеньев, входящих в укрупненную бригаду, установлен порядок дополнительного премирования из фонда материального поощрения за перевыполнение нормированных заданий по отправлению вагонов со станции. При определении размера дополнительного премирования учитываются также такие показатели, как выполнение графика движения поездов по станции, соблюдение норм времени простоя вагонов под разгрузкой и погрузкой, норм времени формирования поездов. Одним из важнейших оценочных показателей является стабильность содержания технических устройств, от которых зависит безопасность движения.

    В укрупненных комплексных бригадах резко повышается производительность труда. За год коллективом станции Ходоров отправлено почти на 60 тысяч вагонов больше, чем отправлялось за год до создания укрупненных бригад, работающих на единый наряд. Очень важно, что лучше стал использоваться подвижной состав: статическая нагрузка на вагон возросла в среднем на 400 килограммов. Вроде бы не так уж и много. Но именно за счет этого было высвобождено в течение года около 400 вагонов. Забота об эффективном использовании локомотивного парка, подвижного состава проявлялась и в формировании тяжеловесных поездов, в которых дополнительно к заданию перевезено почти полтора миллиона тонн народно-хозяйственных грузов.

    Львовские железнодорожники не ограничились опытом создания укрупненных бригад на одной станции. Эта форма организации и стимулирования труда была испытана на диспетчерском участке Львов — Сянки. Здесь «фронт» применения единого наряда с оплатой труда комплексных бригад по конечному результату, образно говоря, протянулся уже более чем на 150 километров. Изменился и состав комплексных бригад. Всего их — четыре, но входят в них на правах технологических звеньев работники станций, участков, дистанций пути, локомотивных коллективов, других служб, обеспечивающих сигнализацию, связь и т. д. Всего в четырех бригадах было объединено 630 человек, каждую из бригад возглавлял поездной диспетчер отделения дороги.

    О чем говорят все эти факты? Прежде всего они свидетельствуют о неустанном поиске эффективных путей ускорения интенсификации производства передовыми коллективами предприятий и организаций различных
    отраслей. За новаторами должны следовать родственные коллективы. Изучение передового опыта — не самоцель. Это — средство применения на практике всего того, что ускоряет темпы экономического развития народного хозяйства.

    Описание некоторых систем экономического механизма в данной брошюре, разумеется, не может исчерпать всего богатства передового опыта бригадной формы организации и стимулирования труда. Каждый из этих образцов заслуживает, видимо, более глубокой разработки и соединения с практикой работы конкретного трудового коллектива. Задача пропагандистов школ труда в том и состоит, чтобы будить мысль слушателей, воспитывать потребность в творческом использовании и активном развитии патриотических инициатив передовых коллективов.

    Популярность: 44%

    Tags: , , ,

    Партнёры МеткиНормы Экономия бригадный хозрасчет подряд Рубрики МеткиНормы Экономия бригадный хозрасчет подряд Счетчики ukraine women Все права защищены © 2010 Экономика предприятия и управление организаций. .